Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62 имени В.С. Барышева»
г. Курск, проспект Анатолия Дериглазова, зд. 101
  • Совет обучающихся

    Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

    Ученическое самоуправление (Совет обучающихся)

    1. Позиционный блок

    Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

    Задачи ученического самоуправления (Совета обучающихся) :

    - Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

    - Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

    - Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

    - Организация деятельности органов ученического самоуправления (Совета обучающихся);

    - Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

    - Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;

    - Подведение итогов работы, анализ ее результатов;

    - Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного  мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;

    - Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;

    - Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

    Принципы построения и развития ученического самоуправления.

    Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

    Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

    - Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

    Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

    Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

    Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

    Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;

    Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

    Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта. Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

    С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

    Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.

    Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

    Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

    Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

    Содержание деятельности органов ученического самоуправления (Совета обучающихся)

    Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

    - Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.

    - Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

    - Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;

    - Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;

    - Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

    Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

    Самоуправление –самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

    Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по

    отношению к своей деятельности или коллективу.

    Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

    Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.

    Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

    Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

    Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.

    Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические -  в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку.

    2. Структура уровней ученического самоуправления школы (Совета обучающихся).

    Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.

    Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Президента совета обучающихся.

    Индивидуальный уровень – ученик.

    Педагогические задачи:

    - Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;

    - Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;

    - Воспитание ответственности за порученные дела;

    - Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

    Второй уровень - школьное самоуправление.

    Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Президент Советаа обучающихся - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.

    Совет школы – высший орган самоуправления школы.

    Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

    Педагогические задачи:

    - Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

    - Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

    - Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;

    - Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

    3. Нормативно – правовой блок

    Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

    - Закон об образовании

    - Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

    - Всеобщая декларация прав человека.

    - Конвенция о правах ребёнка.

    - Конституция Российской Федерации.

    - Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

    - Положение о лицензировании образовательной деятельности.

    - Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

    - Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

    - Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    - Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121, статья 122, статья123)

    - Национальный проект «Образование».

    - Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

    4.Содержательный блок

    Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:

    Министерства

    Ведущий вид деятельности

    Содержание

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

    (Министр — Минаев Даниил)

    Познавательная деятельность

    предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)

    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА

    (Министр Гурбанов Камил)

    Спортивно – оздоровительная деятельность

    организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА, РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ

    (Министр Хрипкова Елена)

    Художественно – эстетическая деятельность

    тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

    (Министр Киселев Михаил)

    Трудовая деятельность

    тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории

    Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

    5. Технологический блок

    Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся.

    Ожидаемые результаты:

    - Повышение гражданской позиции школьников;

    - Повышение заинтересованности в развитии школы;

    - Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

    - Увеличение занятости детей во внеурочное время;

    - Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

    - Активизация творческой деятельности учащихся;

    - Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

    - Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

    Основные формы ученического самоуправления.

    - Заседания Совета ученического самоуправления;

    - Участие в работе собрания;

    - Участие в работе ученических и родительских собраний;

    - Проведение благотворительных и иных акций;

    - Проведение социологических опросов;

    - Участие в работе творческих групп;

    - Проведение круглых столов;

    - Организация и проведение досуговых мероприятий;

    - Организация и проведение спортивных соревнований;

    - Другие формы работы.

    6. Управленческий блок

    Управление развитием ученического самоуправления.

    Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,

    являясь органической частью общешкольного управления.

    Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

    - Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета, Президентом школы и заместителем директора по ВР);

    - Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Президентом школы и заместителем директора по ВР)

    - Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (заместителем директора по ВР и УВР и классными руководителями)

    - Контроль; (производится Президентом школы, зам. Директора по ВР и зам. директора по УВР);

    - Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. зам. Директора по ВР и зам. директора по УВР)

    Совет обучающихся ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:

    - «Традиция» поддержание, укрепление и формирование традиций школы);

    - «Отечество» (гражданско-патриотическое);

    - «Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);

    - «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).

    - «Право и закон» (профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).

    По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.

    Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности. Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

    Нормативные документы регулирующие вопросы Совета обучающихся:

    - Устав школы

    - Положение об ученическом самоуправлении

    - Конвенция о правах ребёнка

    - Конституция Российской Федерации

    - Закон об образовании

    - Всеобщая декларация прав человека

    - Локальные акты, регламентирующие деятельность школы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике