Социальный педагог
Инчина Надежда Викторовна
График работы:
понедельник-пятница
с 9.00-17.00
Для чего в школе социальный педагог
В современной школе штат педагогов обычно усилен такими специалистами, как психолог и логопед. И если учителя-предметники известны всем ученикам и их родителям, то школьный психолог для некоторых из детей представляется фигурой почти таинственной. Но есть в школе и другие специалисты, работа которых не видна, но необходима для полноценного обучения и воспитания учеников. Это социальный педагог.
Кто это такой?
Социальный педагог – это учитель, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается ребенок и другими организациями. Обычно на эту должность назначают одного из обычных учителей.
Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей. Попытаемся определить круг обязанностей социального педагога.
Для чего нужен социальный педагог?
Работа социального педагога в школе заключается в постоянном контакте и связи с такими группами, как:
· дети из «группы риска»;
· родители;
· правоохранительные органы;
· социально-незащищенные семьи учащихся;
· педагогический коллектив.
В должностные обязанности социального педагога в школе обычно входит:
· создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
· организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
· осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»;
· защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости;
· формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
· оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
· представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
· организация профилактики употребления психоактивных веществ.
Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:
· быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, полиции);
· собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
· отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
· вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.
Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.
Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:
· социализации подростков;
· профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
· пропаганде здорового образа жизни;
· организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.
Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, школьникам очень нужна социально-психологическая помощь.
Читатель наверняка обратил внимание на то, что некоторые функциональные обязанности встречаются в обязанностях классных руководителей. Но если в работе классного руководителя эти аспекты работы касаются непосредственно контролируемого им класса, то функции социального педагога распространяются на всю школу. Иначе говоря, если в одном классе имеется трудный ребёнок, то следует знать о круге его знакомств в других классах, чтобы вовремя предупреждать правонарушения.
Таким образом, социальный педагог должен знать учеников, у которых имеются проблемы, можно сказать, в лицо. При тесном контакте с родителями, учителями и непосредственно с учениками возможность влиять на ученика возрастает в разы. Конечно, количество учеников даже в самой маленькой школе превышает физические возможности социального педагога встретиться с каждым, поговорить, выяснить сложные вопросы. Но ведь для этого и существует классный руководитель. Классный руководитель, зная своих учеников, способен выделить для социального педагога тех учеников, которые требуют особого и быстрого внимания.
Работа в тесном контакте с классными руководителями поможет вовремя обратить внимание на ученика и провести с ним определённую работу. Классный руководитель в данном случае является «первым звеном» в связи ученика с социальным педагогом. От наблюдений за учеником, от его способности оказать посильное воздействие на поведение ученика в той или иной ситуации зависит многое. Социальный педагог с подачи классного руководителя станет разбираться с проблемами ученика не на пустом месте, а уже имея определённую информацию о нём.
Памятка социального педагога родителям по
трудовому воспитанию ребенка в семье.
1. Приучайте ребенка к систематическому и самостоятельному труду в ведении домашнего хозяйства.
2. Определите для ребенка постоянную трудовую обязанность в ведении семейного хозяйства.
3. Давайте детям посильные задания.
4. Вовлекая ребенка в трудовую деятельность, учитывайте возрастные и психологические особенности ребенка.
5. Вырабатывайте у него ответственность за выполненную работу.
6. Будьте внимательными к выполнению ребенком поручения, постоянно разъясняйте, показывайте ему, как правильно выполнить работу. Не забывайте, что, прежде всего, нужно научить ребенка делать что-либо аккуратно и ответственно, а затем только требовать выполнения.
7. Учите ребенка уважительно относиться к труду взрослых.
8. Вызывайте у ребенка чувство удовлетворения за выполняемую работу.
9. Не наказывайте детей трудом.
10. Внимательно оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.
11. Чаще рассказывайте детям о своих трудовых успехах.
Чему он может научить школьников и их родителей?